Финал четырёх семестров инженерной подготовки студентов ФАКТ, 20 мая 2023

Инженерная подготовка

# Как за два года дать любому человеку возможность
# стать инженером-исследователем? Пока неизвестно.
# Но мы пробуем, и кое-что у нас получается.

Кто, когда и зачем?

В 2020 году инженеры лаборатории прикладных нанотехнологий заметили, что всех приходящих к ним на работу студентов приходится учить одним и тем же вещам. Например, работе с Git. Помимо создания приборов для спутников инженеры этой лаборатории вели занятия у первокурсников и второкурсников на кафедре прикладной механики.

Идея переделать наши собственные курсы так, чтобы за государственный счёт научить студентов именно тому, чего мы ждём от своих сотрудников, показалась нам интересной. Было ощущение, что она неплохо укладывается в концепцию высшего профессионального образования, поэтому мы не стали откладывать дело и взялись за реформу.

Съёмки первых образовательных видео, июнь 2020

Непоследнюю роль в том, какими сейчас выглядят наши курсы, сыграл ковид. В 2020 году институтам пришлось вести бесполезное дистанционное образование, и мы не стали исключением. Достали камеру, написали сценарий и создали свой канал на YouTube.

Около трёх семестров мы приценивались, пробовали, ошибались, активно собирали у студентов обратную связь и часами обсуждали, какими же стоит сделать занятия для младшекурсников, чтобы показать им, что проблем не существует. Что есть задачи, решения которых можно найти, и ограничения, которые сейчас выгоднее обойти. И заразить наших студентов азартом решать все задачи, обходить все ограничения и создавать что угодно. Желательно что-то полезное и удобное.

И как, получилось?

# Коротко. Получилось.

Вступление к курсам инженерной подготовки

За два с половиной года мы выстроили последовательность занятий по следующим темам:

— Компьютер в целом, а не только браузер
— GPIO
— АЦП
— ЦАП
— Python
— Git
— LibreOffice
— Лабораторные работы
— SolidWorks
— MATLAB
— Simulink
— FlowVision
— Инженерный проект

Формально эти, связанные одной идеей темы, уложены в три дисциплины:

— Общеинженерная подготовка (1-й семестр)
— Основы инженерного проектирования (2-й семестр)
— Прикладные физико-технические и компьютерные методы исследований (3-й и 4-й семестры)

Почему две темы выделены жирным?

# Потому что они самые интересные.

Лабораторные работы подытоживают первую часть инженерной подготовки, они проходят в конце первого семестра. На лабах первокурсники делятся на команды и проводят небольшие исследования на готовых установках.